Словарь терминов

           СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
.



Box act (enterelogy) -  В английской терминологии - трюк пластической акробатики;  залезание в маленький ящик, коробку, "бутыль", чемодан. Исполняется чаще всего клишниками.  
Соответствующего русского термина нет. 

Marinelli bend - по-русски называется "боген в зубнике". Маринелли - имя артиста, с которым связывают изобретение и первое исполнение трюка. 

Headsit - трюк каучука. Исполнитель в стойке на руках, локтях или груди сильно прогибается и выводит корпус вперед, так что буквально оказывается сидящим на своей голове.
Соответствующего русского термина нет. 
Headsit
стойка на груди
Headsit
стойка на руках



Акробатика (англ. acrobatics)(от греч. akrobateo- хожу на цыпочках, лезу вверх) 
1) Вид циркового и эстрадного искусства: демонстрирование номеров, основанных на мастерском владении телом и высоком развитии мускулатуры. Условно акробатику делят на динамическую (темповую), в основе которой лежат приемы переворачивания тела (сальто, пируэты, перекаты и др.), и статическую, строящуюся на сохранении равновесия во всевозможных положениях (стойки, колонны, упражнения на першах и др.). На практике оба вида акробатики часто органически сочетаются, образуя единую композицию. 
2) Спортивная акробатика. (sport acrobatics) Вид спорта - соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых, и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры. Членами международной федерации спортивной акробатики - ИФСА (IFSA; основана в 1973 г.) св. 30 стран (на 1993 г.). Чемпионаты мира проводятся с 1974 г., Европы с 1978 г.

Акробатический этюд- скульптурно-пластические перегруппировки, позы, поддержки (в том числе стойки); исполняются дуэтом, реже - группой

Арабеск (франц. arabesque, букв. - арабский) - одна из поз танца. При исполнении арабеска вся тяжесть корпуса переносится на одну ногу, а другая с вытянутым носком отводится назад или вперед (с согнутым коленом). Исполняется танцовщицей на лошади, гимнасткой на трапеции, эквилибристкой на проволоке и др. 

Аттитюд - разновидность вертикального равновесия (см.).

Боген (нем. Bogen) - изгиб, дуга, складка, также "мостик" . Положение тела артиста в номерах пластической акробатики, при котором корпус сильно прогибается назад. 



Гибкость (англ. flexibility, limberness, pliancy, plasticity, suppleness) - способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - максимально возможная подвижность в суставе, которую исполнитель может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом или отягощением.

Гимнастика (англ. gymnastics)
1) Цирковой жанр. Включает демонстрацию упражнений на специальных снарядах и аппаратах. Исполнитель номеров гимнастики называется гимнастом. Цирковая гимнастика разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укрепленных на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратуре, подвешенной высоко над манежем); Каждый из этих двух видов цирковой гимнастики включает множество подвидов (в зависимости от используемой аппаратуры и приемов работы): партерная гимнастика - упражнения на турниках, батуте, кольцах всех типов; воздушная гимнастика - упражнения на трапециях всех родов, корд де пареле, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турник
2) Вид спорта. Подвиды - спортивная, художественная.

Закладка - трюк клишника: закладывание ноги (ног) за голову или за плечи.



Зубник - приспособление для воздушно-гимнастических упражнений, изготовляемое для каждого артиста индивидуально (точно по конфигурации полости рта). Вися на зажатом во рту зубнике, гимнаст исполняет свои трюки. В цирковом обиходе они носят название "зубной акт". Широко известны парные упражнения на зубнике: ловитор держит на зубнике трапецию, кольцо или какой-либо другой гимнастический снаряд, а нижний (вольтижер) на этом снаряде совершает различные трюки, которые заканчивает быстрым вращением на своем зубнике - вертушкой. Зубник используется также в номерах эквилибристики и акробатики.
В пластической акробатике зубник применяется главным образом для выполнения т.н. "богена в зубнике" (Marinelli bend ) - задняя складка, тело - горизонтально и опирается только на зубник. Иногда зубник при этом удерживается нижним в зубнике. Исполняются так же пирамиды (особенно в монгольской школе каучука) когда нижняя делает боген в зубнике, а верхняя, опираясь на нижнюю, исполняет на ней стойку на руках, часто тоже с богеном

Боген с зубнике



Кабриоль (франц. Cabriole - скачек) - в парной акробатике - нижний резким рывком пропускает между расставленными ногами верхнего в группировке, из положения "стойка на вытянутых руках". Следующим рывком он выводит верхнего в стойку "руки в руки". Кабриоль обычно повторяется несколько раз подряд. 

Каучук (backbender) - номер пластической акробатики, основанный на особой гибкости тела. Главная позиция каучука - крутой прогиб тела назад (т.н. задняя складка), выполняется в различных положениях, в т.ч. лежа на животе и на боку. Из других элементов каучука: стойка с богеном, со шпагатом и др. Демонстрируется преимущественно женщинами, как правило, в замедленном темпе, плавно. Каучук - самый древний вид акробатики. Как термин возник в начале ХХ в. и связан с внедрением в быт изделий из каучука; афишное название "каучук" заменило бытовавшие ранее названия "Гуттаперчевый мальчик", "Женщина-резина".

Клишник (frontbender) - исполнитель номеров пластической акробатики, основанных на особой гибкости тела. Главная позиция . клишника - т.н. передняя складка (положение, при котором корпус вплотную прилегает к ногам, не согнутым в коленях), выполняется стоя, сидя и лежа. Среди других трюков: "лягушка" - стойка на руках с заложенными за плечи ногами; "обезьяний бег" - артист быстро перемещается по манежу на прямых ногах, касаясь ладонями земли; закладывает ноги за шею и др. Эти элементы акробатики были известны в древности, но обособление их в самостоятельный вид акробатики и дальнейшее развитие связано с именем английского артиста Э. Клишника (12.X.1813-17.III.1877), выступившего впервые с номером "Человек-обезьяна" (Вена, 1842). В начале 20 в. появились комические и групповые номера в этом жанре, б.ч. они представляли собой пантомимические сценки с несложным сюжетом (артисты изображали чертей, лягушек, крокодилов, змей). Элементы театрализации вносили в свои выступления также клишники-комики. 

Кольцо - элемент в гимнастике и акробатике. Тело исполнителя прогибается назад до касания ногами (кольцо двумя) или одной ногой (кольцо одной) головы. Нога (ноги) могут захватываться руками. Обычно, голова касается носка или пятки.
В художественной гимнастике, кольцом может называться и положение, когда нога (ноги) не касается головы, а просто находится от нее поблизости. 
Говорят - мах кольцом, прыжок кольцом одной (двумя), равновесие кольцом, стойка кольцом одной (двумя).

Кольцо двумя, наклоном назад
<Можно другую, например без посторонних надписей и в более гимнастическом костюме.>
Кольцо одной с захватом.
Вариант, характерный для художественной гимнастики - левая нога захватывается правой рукой.
 

Корзиночка

Коробочка (англ. boxed backbend) - положение в номерах пластической акробатики (каучука), когда ноги заведены сзади за голову до уровня плеч или дальше. 
Исполняется, в основном в положении лежа на гру
 

Ласточка - гимнастический элемент. Простейшая разновидность переднего равновесия.

Лягушка - гимнастический элемент, кольцо двумя из положения лежа на животе с опорой на руки.







?
?
Мах ногой вперед
(англ. kick, high kick)
Мах ногой назад Мах ногой в сторону

Мексиканка - разновидность стойки на руках. Тело прогнуто, так что ноги принимают горизонтальное положение. Ноги слегка разведены. Голова приподнята, взгляд направлен горизонтально. Термин используется как в цирковой, так и в спортивной акробатике (См. Стойка)

Меланж-акт (melange - смешение, acte - действие) - номера, сочетающие трюки нескольких жанров. Жанровая принадлежность М.-а. определяется по характеру преобладающих в нем трюков. К номерам М.-а. относятся т.н. "Китайские игры". 

 Мост (мостик, англ. bridge, bridge position) - положение в силовой и пластической акробатике, атлетике, классической борьбе: артист, запрокинувшись назад, опирается на ступни ног и на голову. В положении М. нижний акробат держит на себе различные пирамиды, атлет - большие тяжести. В пластической акробатике М. - крутой прогиб назад с опорой на ступни ног и кисти рук; в этом случае чаще употребляется слово "мостик".
В борьбе М. используется как прием защиты
(мост-складка, мост с захватом). 
"Канонический" мост в гимнастике и акробатике - мост с прямыми руками и ногами
Тоже мост
Мост с захватом (мост-складка)
<?>
Мост с опорой на одну ногу
Исполнительница восточного танца
в арабском мостике
<Мост с опорой на одну руку> 

Мотофозо (мото-фозо, кукла) (англ. rag doll act) - цирковой или эстрадный номер, в котором артист(ка) изображает куклу. В начале номера партнер(ы), вносят куклу на сцену (манеж) или достают ее из коробки (чемодана, см. box act ). Исполнитель, одет, как правило, в яркую, "клоунскую" одежду или в костюм какого ни будь персонажа (девушка, полисмен, инопланетянин). По ходу номера партнер(ы) заставляют куклу принимать самые невероятные позы, проделывают различные комические трюки. В финале кукла "оживает", сбрасывает одежду, "оказываясь" человеком . Данный номер может служить прелюдией к конторсионному или акробатическому номеру (см. акробатический этюд). Номер может исполнятся одним исполнителем - "живая кукла".

Наклон (вперед, назад) (англ. bend)
Наклон вперед
Наклон назад 

Переворот (вперед, назад)

Пирамида - элемент художественной, силовой и пластической акробатики, групповое расположение акробатов, которые, поддерживая друг друга, образуют сложные, композиционно оформленные фигуры. 

Пирамида


Пластический этюд - серия трюков, основанных на гибкости тела.

Поза лотоса (лотос) (англ. lotus, lotus position)

Полушпагат - облегченная, доступная почти всем разновидность продольного шпагата. Передняя нога полностью согнута в колене.

Промокашка - гимнастический элемент. Часто применяется на тренировках для разминки и развития гибкости. Исполнитель из положения стоя на коленях, прогибаясь, перекатывается на грудь и обратно. 
Иногда П.-й называют положение типа "корзиночки", но упрощенное. Руки для захвата ног не поднимаются над головой, а наоборот отводятся назад. 

Равновесие (англ. balance) - В художественной гимнастике - разновидность стоек на ногах, выполняемых в условиях, требующих развитого навыка сохранения устойчивости. К ним относятся в основном стойки на одной ноге,  так как условия сохранения равновесия на обеих ногах близки к естественным и не представляют затруднений. Сложность и трудность равновесий, используемых в художественной гимнастике, весьма различна, так как к числу данных упражнений могут быть отнесены как простейшие (например, стойка на одной, другая вперед), так и весьма сложные положения, требующие владения рядом навыков и качеств. В частности, предельно развитой активной гибкости, специальной силы, отлично развитого чувства баланса в условиях меняющейся ориентировки в пространстве.
Классификация равновесий
Равновесия на обеих ногах наиболее просты в исполнении.
Равновесия на одной ноге более сложны в исполнении, требуют специальной тренировки и наиболее интересны как самостоятельный вид упражнений художественной гимнастики. Подвиды равновесий на одной ноге:
  • Передние равновесия - наиболее традиционный вид равновесия, характерный представитель которых - "ласточка". Со структурной точки зрения для передних равновесий определяющим является наклон туловища вперед, более или менее выраженный в различных вариантах этого упражнения.
  • Задние равновесия - структурные антиподы равновесий предыдущего типа. Для них характерен наклон туловища назад с одновременным подъемом свободной ноги до горизонтального или более высокого положения. Трудность задних равновесий, как правило, гораздо выше в сравнении со всеми другими видами равновесий.
  • Боковые равновесия - положения, промежуточные по структуре между передними и задними равновесиями. Для них определяющим является расположение уравновешенных звеньев во фронтальной плоскости.
Три названные группы равновесий охватывают все принципиально существующие элементы данного типа. Однако форма положения тела при передних, задних и боковых равновесиях может быть бесконечно разнообразной. В частности, расположение туловища и свободной ноги гимнастки может быть различным по отношению к горизонту. По этой причине могут быть условно выделены 
  • горизонтальные и 
  • вертикальные 
равновесия. Для первых характерно преимущественно горизонтальное расположение туловища и свободной ноги гимнастки. Вторая разновидность - вертикальные равновесия - характерна значительным разнообразием вариантов. Наиболее просты вертикальные равновесия в положении с высоко поднятым туловищем гимнастки (например, равновесие в аттитюде). Технически, наиболее сложны вертикальные равновесия с максимально поднятой ногой. Эти элементы могут исполняться с различной степенью наклона туловища.
Все названные структурно-технические варианты равновесий могут быть фиксированными (статическими) или проходящими (динамическими). Трудность их исполнения зависит от координации действий в положении равновесия, от уровня требований, предъявляемых к двигательным качествам гимнастки (например, гибкости), а также от способа опоры. Возможно исполнение стойки либо на всей стопе, либо на полупальцах.
Вертикальное переднее
равновесие кольцом
с захватом двумя.
Вертикальное заднее
равновесие с захватом одной.
Вертикальное боковое
равновесие.

Разминка (англ. warming up, limbering up)

Разножка (split, split jamp) - прыжок или другое акробатическое упражнение с разведенными в стороны ногами.

Растяжка (англ. stretch, stretching)

Складка (англ. fold, bend) - положение в номерах клишника, каучук. Передняя С. - артист, наклоняясь вперед, плотно прижимает корпус к прямым ногам. Задняя складка - артист делает то же самое, наклонившись назад. "Складка на складке" - колонна из двух акробатов: верхний в С. на пояснице нижнего.
Когда в цирке говорят "С." - не обязательно имеют в виду полную складку. Может иметься в виду достаточно сильный наклон.
Разновидности складок:
Передняя складка
Задняя складка
 

?
Тройная складка
(triplefold)
Складка на складке

Спортивная гимнастика (англ. artistic gymnastics) - один из основных видов спорта, включает вольные упражнения, опорные прыжки и упражнения на снарядах (перекладина, параллельные брусья, кольца, конь у мужчин; разновысокие брусья, бревно - у женщин). Основы современной спортивной гимнастики заложены в начале XIX в. немецким специалистом Ф.Л. Яном (F.L. Jahn). Членами международной федерации спортивной гимнастики - ФИЖ(FIJ; основана в 1881 г.) являются ок. 100 стран (1993 г.). Чемпионаты мира с 1903 г., Европы -с 1955 г. 

Стойка  (англ. stand) - один из основных элементов акробатики : тело артиста находится в вертикальном положении ногами вверх. Существуют различные виды С.: на двух руках (в т.ч. "руки в руки"); на одной руке (в т.ч. "рука в руку"), на голове (в т.ч. и у партнера - "голова в голову"); на локтях, на лопатках, на груди; С. с богеном (выгнув спину); варианты этой С. шпагатом, в разножку, т.н. мексиканка. Основные приемы выхода в С. - с толчка и с жима. С. исполняются из различных положений, например из кабриоля (в акробатическом дуэте), на различных снарядах (на трапеции, на проволоке, на кубиках, на трости, на грифах турника и др.). 

Стретчинг (англ. srtetching) - система упражнений для развития гибкости и подвижности в суставах. Используется как часть специальной тренировки в различных видах спорта и физкультуры. Существует и как самостоятельная система оздоровления организма.

Суплес (устаревшее) - то же, что гибкость

Художественная гимнастика (rithmic sport gymnastics, RSG) - вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, обруч, мяч, скакалка, булава) и без него. Возникла в СССР в 40-е гг. XX в. В 60-е гг признана Международной федерацией гимнастики. Чемпионаты мира проводятся с 1963 г. В программе олимпийских игр с 1984 г. [2]

Художественно-акробатическая группа (living statues) - вид групповых номеров, сочетающих элементы пластической, силовой и художественной акробатики . Участники номера в определенном ритме, под музыку демонстрируют серию разнообразных, последовательно сменяющихся пирамид, фигурных перегруппировок, "живых скульптур". Группы строятся иногда на сюжетных мотивах: возникающие в ходе номера перестроения, позы, фигуры являются как бы звеньями единой сюжетной линии. [1]

Художественно-акробатическая группа
Художественно-акробатическая группа

Шпагат (split, splits) - элемент в гимнастике и акробатике. Ноги исполнителя, разведенные в противоположные стороны, образуют прямую линию. 
Разновидности шпагатов:
Продольный шпагат
(frontsplit, forward split, split)
Поперечный или прямой шпагат,
(side split,
box split, split)
Провисной шпагат, продольный
(front oversplit)


Провисной шпагат, поперечный
(side oversplit)
Z-образный шпагат
 
?

Этюд (франц. etude - изучение, разработка) - название номеров, в которых отдельные трюки плавно переходят один в другой и образуют стройную композицию.