Немного истории

Едва ли среди большого разнообра­зия видов циркового искусства сыщется жанр более древний, чем тот, который за кулисами еще продолжают называть «каучуком». Самые ранние сведения о нем относятся к временам весь­ма и весьма отдаленным.


«Каучук» как цирковой термин встречает­ся в специальной литературе лишь в самом конце прошлого века. Надо думать, что его возникновение связано с расцветом автомо­бильной и авиационной промышленности, потребовавшей для шин огромного количе­ства каучука. Густой вязкий сок каучуконо­сов сделался самым выгодным из колони­альных товаров. Слово «каучук» стало мод­ным. Вероятно, в эту пору и пришло кому-то в голову поместить на афише вместо при­мелькавшегося «дама без костей»—«каучу­ковая дама».

У КАЖДОГО НАРОДА ПО-СВОЕМУ

Амфоры Древнего Рима донесли до нас красочные   изображения   гибких   акробаток, вот искусная артистка, став на руки и круто выгнув спину, начинала осторожно продви­гаться вдоль доски, и не просто продви­гаться, не шагом, а «передними мостика­ми», или, как говорят в профессиональной среде, «стойкой с богеном», стараясь при этом не коснуться опасного препятствия — мечей.
Если для акробатов Рима традиционным было демонстрировать гибкость над острия­ми мечей, для древнегреческих — на щи­те, который держал в руках атлет, то ки­тайские артисты еще тысячелетия назад ввели самобытную, разошедшуюся по всей земле манеру пластической акробатики. Стоя на скамеечке, расписанной националь­ным орнаментом, акробат плавно отклонял корпус назад, опускаясь все ниже и ниже, и вот уже его голова и плечи прошли за ступ­ни ног. Но это лишь начало, главное же заключалось в том, что акробат должен был изогнуться таким образом, чтобы без помощи рук—ртом поднять с ковра алый цветок мака. Этот подъем, медленный, на­пряженный подъем, в котором выразитель­но переплелись из ряда вон выходящая эластичность тела с легко угадываемой си­лой ног, и поныне смотрится с захватывающим интересом.
Несколько иначе, но тоже в своей на­ционально-самобытной манере строились номера узбекских артистов, гибких подростков-муаллакчи. С медным тазом, напол­ненным водой, муаллакчи обходил зрите­лей, бросавших, как издревле повелось, в таз монеты. И хотя каждому было хорошо известно, что произойдет дальше, это тем не менее нисколько не отражалось на при­стальном внимании, с каким сотни глаз сле­дили за всеми приготовлениями, за тем, как, поставив таз на землю, муаллакчи (ча­ще всего они выступали вместе со своим учителем по двое, по трое) принимались, проделывать «мостики», «колеса», «перекаты с локтей на ноги». Но это — всего лишь «разминка».   Затем   начиналось   основное — самый подготовленный из муаллакчи, встав к тазу спиной, еще и еще раз примеряясь, опускался на «мостик», погружал лицо в воду и умудрялся веками глаз доставать со дна монеты.

КОМУ ВЫГОДНЫ ЛЕГЕНДЫ

В норвежском городе Гетеборге, пере­листывая в лавчонке букиниста журналы, я обнаружил любопытный, занимающий це­лую страницу снимок, на котором была изображена мужская нога, приставленная к спине девушки-акробатки, лежащей на ков­ре. Мужчина, очевидно партнер, довольно энергично оттягивал назад девичьи руки, пытался как бы сложить свою партнершу «пополам». Текст под фотографией был вы­держан в духе буржуазной прессы, носил оскорбительный характер и сводился к «сенсационному разоблачению» закулисной жизни цирковых артистов, якобы вынужден­ных таким «жестоким» способом добиваться своих трюков, дабы заработать на хлеб на­сущный. «Разоблачение» — не что иное, как мещанская выдумка, в которой за «жесто­кость» выдается обычная помощь партнера партнеру, помощь, схожая с той, какую оказывает в лечебной физкультуре врач, применяющий усилие, чтобы разработать травмированные суставы  больного. Выдумка эта имеет свою «предысторию».
«Люди без костей» были неотъемлемой частью программы любого провинциального цирка. Об этих людях, об их удивительном умении складываться чуть ли не вчетверо шла молва, будто для того, чтобы их кости сделались мягкими, их с самого детства... варят в молоке. И хотя редкий артист в мо­лодые годы не выступал с таким номером (с этого в старом цирке чаще всего и на­чиналось обучение), ни одна молочница не могла похвастать увеличением доходов за счет  цирковых  учеников.
 
Древний Египет. Из росписей гробницы Аменемхета

Бытовало и другое. Какой-нибудь До­сужий обыватель спрашивал: «Скажите, они что, такими и рождаются?. » Как ни наивен вопрос, он в какой-то мере объясним: «Вы­ступают же в цирке карлики и лилипуты,— рассуждают, очевидно, эти люди,— они-то наверняка такими рождаются...». Да что ли­липуты, когда в любом городишке показы­вали в балагане живую «женщину-паука», «говорящую голову», «сиамских близнецов», «даму с бородой До колен» и прочее такое. Кому-кому, а хозяйчику цирка подобные вопросы и всяческие легенды были, по­просту говоря, на руку: «чем больше чудес и тумана,— любил говаривать один из них,— тем выгодней для кармана».
                         

ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Обучение гибкости Нелло, героя извест­ного романа «Братья Земгано», началось в четыре с половиной года, «до того, как кости потеряли гибкость младенческого воз­раста». Вот как, с подлинным знанием дела, описывает Гонкур эти занятия: «...Джани (старший брат Нелло), ласково положив ему руку на живот и стоя против него, тихо-тихо помогал ему запрокидывать туловище и го­лову и готов был подхватить его руками, как только тот станет падать, А когда Нелло приобрел достаточную гибкость а опроки­дывании назад, его стали ставить в двух футах от стенки и он должен был каждое утро, опрокинувшись и опираясь о стенку обеими руками, опускаться с каждым днем асе ниже и ниже до тех пор, пока, совер­шенно изогнувшись вдвое, не стал доставать руками пяток».
В этом описании исчерпывающе показано начало, так сказать, «азбука гибкости». Ме­сяц за месяцем, сантиметр за сантиметром все меньше и меньше становится расстоя­ние между ногами и спиной. И вот уже ло­патки коснулись голеней так, что между ни­ми, по выражению акробатов, «не стало просвета».
 
Средневековые гистрионы (XIV в.). Пестро одетые, они, как правило, выступали груп­пами,   преимущественно     на     празднествах
Много, очень много труда, воли, не ве­дающего снисхождения упорства потребует эта «полная складка». Только после этого артист сможет приступить к созданию пла­стических новелл, красноречиво говорящих о том, каким чарующе прекрасным может стать  гибкое человеческое тело.
Древняя Греция. На рисунке изображено сложное упражнение старинных гимнастов. Обыкновенно акробатические трюки соче­тались с танцевальными движениями. Щит и копье играли важную роль: нруг щита использовался как пьедестал, на котором партнерша  демонстрировала свое  искусство